Мы уже не раз рассказывали о проблемах нехватки кадров в омской медицине — она касается как врачей, так и медиков среднего звена. На фоне третьей волны коронавируса (и приближающейся четвертой) еще более ощутимым стал дефицит медиков, работающих на первой линии борьбы с COVID-19 — сотрудников скорой помощи. Потребность в таких специалистах постоянно растет, а уже привыкшие к высокой нагрузке медики предпочитают работать там, где они получат за свой труд достойную оплату.
Сейчас Россия стоит на пороге четвертой волны коронавируса. На недавней пресс-конференции с журналистами проректор по региональному развитию здравоохранения ОмГМУ Николай Николаев сообщил о том, что в Омской области ожидается новый рост заболеваемости COVID-19. И если во время третьей волны COVID-19 в регионе регистрировали около 360 новых заболевших в день, то в начале четвертой волны, по прогнозам Николаева, их будет ощутимо больше. Вместе с тем в региональной службе скорой помощи назревает кадровый голод: опытные фельдшеры массово увольняются и переходят на работу в ковидные госпитали, где значительно выше заработная плата, а молодые специалисты предпочитают уезжать в другие города.
Как уже сообщал NGS55.RU, на 1 августа 2021 года на городской подстанции скорой помощи не хватало 15 врачей и 50 фельдшеров. И причин нехватки кадров, по мнению собеседников NGS55.RU, сразу несколько. Так, заместитель главврача станции скорой помощи Григорий Леонов связывает эту проблему с оттоком населения из региона.
— С кадрами сейчас действительно крайне плохо. Думаю, причина заключается в оттоке населения из нашего региона — она, разумеется, не нова. Если раньше на подстанциях скорой помощи одновременно работало около ста бригад, то сейчас их количество уменьшилось. Я не скажу, что количество сотрудников, работающих на скорой помощи, уменьшилось резко — это происходит планомерно, год за годом. Дополнительные выплаты особо ни на что не влияют, ведь наши медики точно так же будут получать их и в Тюмени, и в Москве, и в других регионах, — рассказывает Григорий Леонов.
Он также отмечает, что на вызовы, где людям требуется экстренная медицинская помощь (например в случае ДТП), спецбригады стараются приезжать за несколько минут. А вот больным с повышенной температурой, по словам Григория Леонова, в крайнем случае приходится ожидать приезда скорой 3–4 часа.
Как уточняют в региональном Минздраве, в связи с ростом количества вызовов в разгар третьей волны коронавируса максимальное время ожидания приезда скорой помощи в Омске достигало 104 минут. При этом, как утверждают в ведомстве, до начала третьей волны промежуток времени между вызовом и приездом бригады скорой помощи не превышал 20 минут. Среднее ежесуточное количество вызовов достигло пика (по сравнению с двумя другими летними месяцами) в июле: каждые 24 часа бригадам приходилось выезжать примерно на 1240 вызовов. Для сравнения — в июне они выезжали на вызовы в среднем 1059 раз в день, а в августе — 1202.
По данным источника NGS55.RU, работающего в сфере здравоохранения региона, дефицит кадров связан еще и с разницей в оплате труда фельдшеров скорой помощи и медиков, которые трудятся в красной зоне. Медики стремятся работать в стационарах, где размер стимулирующих «ковидных» выплат значительно выше. Разумеется, фельдшеры тоже получают надбавку за работу с пациентами, зараженными COVID-19, но если трудящиеся в красной зоне сотрудники больниц получают эти деньги по умолчанию, то фельдшерам скорой помощи приходится доказывать, что они соприкасаются с такими больными. При этом нагрузка у сотрудников скорой, как и у других медиков, с началом пандемии коронавируса значительно выросла.
— С тех пор, как в омских больницах начали открываться ковидные отделения, с омской станции скорой помощи уволилось огромное количество фельдшеров. Все дело в том, что в ковидных больницах платят гораздо больше. Фельдшеры точно так же выезжают на вызовы к пациентам с коронавирусом, но им потом еще приходится это доказывать — проходить через все эти бюрократические жернова, что весьма унизительно. Нередко мы приезжаем на вызов к пациенту с температурой, а потом оказывается, что это ковидный больной в тяжелом состоянии. Таких пациентов приходится отслеживать: искать их в списках больных COVID-19, докладывать об их диагнозе руководству, чтобы потом получить надбавку за свою работу. В ковидных больницах эти выплаты положены медикам по умолчанию, поэтому зарплата там выше в несколько раз. Поэтому люди, которые отдали полжизни работе в скорой, уходят в стационары. Уходят с большим сожалением и желанием когда-нибудь вернуться, но уходят, и это очень печальный факт. Молодые фельдшеры, как правило, едут за лучшими условиями в другие города — в Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург и Калининград, — отмечает собеседник NGS55.RU.
Еще один фактор — неуважительное отношение пациентов к медикам. Сотрудники скорой помощи нередко говорят о том, что к ним стали относиться как к обслуживающему персоналу.
— Отношение людей к нам стало неуважительным. Один из фельдшеров уволился после того, как его обругали на выезде. Это для него стало последней каплей. К работникам скорой относятся так, словно они всем вокруг должны. Это истощает эмоционально, — отмечает один из сотрудников скорой помощи.
Еще одна причина нехватки сотрудников — медики продолжают заражаться коронавирусом. Из-за того, что врачи и фельдшеры постоянно находятся на больничном, часть автомобилей скорой помощи, которые областной минздрав активно закупал в прошлом году, остаются стоять на подстанциях. По данным минздрава, в последние три месяца в Омске ежедневно выходили на линию 88 бригад скорой медицинской помощи. При этом в автопарке станции — 102 машины, а бригад скорой помощи (включая общепрофильные и специализированные) в Омске 98.
— Распространение новой коронавирусной инфекции усугубило проблему с дефицитом медицинских кадров, в частности врачей, в связи с развитием их временной нетрудоспособности в связи с заболеванием, — уточняют в региональном минздраве.
Поиск новых сотрудников станции скорой помощи областной минздрав ведет через службу занятости и объявления, которые ведомство размещает в газетах и интернете. Одно из недавних было размещено 8 сентября — специалистам со средним профессиональным образованием по специальности «Лечебное дело» и сертификатам по специальности «Скорая и неотложная помощь» предлагают зарплату в размере 14–18 тысяч рублей. Для сравнения, три года назад фельдшеру выездной бригады скорой медицинской помощи в «Евромеде» предлагали зарплату от 30 тысяч рублей (по данным сайта Global.ru).
Есть и хорошие новости. С 1 ноября Омская область, наряду с шестью другими регионами, примет участие в пилотном проекте — труд медиков будет оплачиваться по новой системе. Зарплату будут начислять с учетом двух факторов: коэффициента дифференциации окладов в зависимости от сложности труда, а также коэффициента экономического развития региона. При этом заработная плата медработников не должна быть ниже нынешнего размера зарплаты. Правда, пока это всего лишь эксперимент — он стартует 1 ноября и завершится 1 марта 2022 года.